Переговоры вместо договоров

29.06.2009

Доля вакантных складов в Московском регионе в июне достигла 8%. Вместо контрактов арендаторы подписывают с девелоперами соглашения о намерениях

Людмила Чичерова
Для Ведомостей
29.06.2009, №117(2387)

Вдобавок к сданным в Iквартале 60000кв. м во IIквартале были введены два крупных объекта— «ПНК-Чехов» (137000кв. м, девелопер— PNK Group) и терминал «Восточный» (129000кв. м, ГК «Эспро»). Но эксперты, опрошенные «Ведомостями», не уверены, что площади будут сданы арендаторам.

По данным Knight Frank, на начало июня 2009г. в Московском регионе свободными оставалось более 8%качественных складских площадей, или около 380000кв. м. Например, в первом полугодии 2008г. доля вакантных площадей составляла всего 1%.

Новичкам не везет

В 2009г. резко увеличилась конкуренция между объектами, чего раньше не было, говорит Виталий Антонов, гендиректор «Эспро девелопмента». В самом сложном положении, по его словам, оказались склады, вышедшие на рынок в 2009г.,— они стоят полупустые. Олег Мамаев, исполнительный директор PNK Group, не стал скрывать, что на момент ввода «ПНК-Чехов» в нем сдано всего 40-50% . По его словам, крупные логистические компании уже не берут площади «на вырост», а только под конкретно выигранный тендер, для поиска же других арендаторов требуется время. По данным ГК «Эспро», в ИП «Восточный» «есть договоры о намерениях» на 80%площадей. Сколько площадей уже сдано, в компании затруднились ответить, ссылаясь на то, что любая цифра не будет соответствовать действительности, так как по многим сделкам «идут переговоры».

Оживление рынка

После стагнации, говорит Мамаев, когда с января по апрель сделок не было, в мае— июне складской рынок постепенно восстанавливается. Активность демонстрируют и ритейлеры, и производственные компании.

Только Knight Frank за IIквартал заключила 10договоров на склады площадью до 10000кв. м каждый. А самой крупной на рынке стала сделка в «ПНК-Чехов». Крупная ритейловая компания (ее название не разглашается) арендовала 20000кв. м. Логисты также констатируют оживление рынка. Николай Гвоздев из Национальной логистической компании отметил, что во IIквартале возвращаются к прежним показателям объемы хранения и обработки грузов, в некоторых терминалах они даже превысили докризисные. «За IIквартал мы не только не потеряли ни одного клиента, но и наладили сотрудничество с новыми»,— утверждает Веса Вертанен, старший вице-президент корпорации Itella.

За счет других

Аналитики Knight Frank говорят, что арендаторы рассматривают возможность переезда из одних терминалов в другие— на более выгодных условиях. «При выборе склада ключевым параметром становится бюджет, а не местоположение или качество объекта, как раньше»,— отмечает Вячеслав Холопов, директор отдела Knight Frank. По его словам, у компании есть клиенты, торгующие дешевой одеждой и обувью, готовые сменить логокомплексы класса А вблизи Москвы на склады класса В, находящиеся до 40км от МКАД. Но эти компании требуют фиксированные ставки в рублях не выше 3500руб. за 1кв. м в год (с учетом НДС и коммунальных платежей).

Петр Зарецкий, замдиректора отдела Jones Lang LaSalle, говорит, что «идет тяжелый и долгий переговорный процесс», но самих переездов фактически нет. По его словам, арендаторы хотели бы переехать в качественные помещения класса А, но по «вчерашним ставкам класса В».

В 2009г. значительно вырос рынок субаренды, отмечают аналитики. По итогам IIквартала 2009г. аналитики Knight Frank оценивают объем суммарных площадей, повторно вышедших на рынок, в 250000-300000кв. м.

Компании сокращают и объемы хранимой на складах продукции, и арендуемые площади, объясняет Андрей Вахляев из «Финэкспертизы консалтинг». Зарецкий добавляет, что сейчас почти все крупные логистические компании «в любом из объектов» сдают площади в субаренду. Торговые и производственные компании теперь получили возможность выбирать логистического провайдера не только исходя из того, сколько свободных площадей, но и по качеству услуг, цене и т. д., говорит Вертанен.

Назад в 2007-й

Арендаторы стремятся пересмотреть условия по уже заключенным договорам. Алла Соловьева, исполнительный директор МЛП, подтвердила, что сейчас есть «повальное желание» получить скидку. «Но МЛП реагирует только на запросы, где подтверждена неплатежеспособность клиента»,— подчеркивает она.

Девелоперы складских комплексов класса А самые несговорчивые. Как объясняет Зарецкий, «любой дисконт понизит капитализацию их инвестпроектов». Олег Мамаев возражает, что большинство собственников попали в тупиковую ситуацию, боятся потерять арендаторов, поэтому вынуждены идти им навстречу. Брокер одной из консалтинговых компаний признался, что в знаковом проекте класса А на востоке Подмосковья некий дистрибутор, арендовавший 20000кв. м, смог добиться скидки в 15%по уже подписанному договору. «Если компания скидки не получает, то сокращает арендуемые площади»,— добавляет Мамаев.

Ниже некуда

По данным Knight Frank, во IIквартале 2009г. арендные ставки на склады класса Aсоставили $100-120за 1кв. м в год, что почти соответствует уровню 2007г. По словам Ольги Павлик из Praedium, снижение ставок в первом полугодии 2009г. больше затронуло склады классов Bи C,которые до кризиса были переоценены. «Сейчас они подешевели на 30-60%»,— уточняет она. Собственники предлагают ставки в рублях и отказываются от системы расчетов triple net, предполагающей отдельный учет арендных ставок, коммунальных и эксплуатационных расходов, а также НДС, добавил Холопов.

Мамаев прогнозирует дальнейшее снижение ставок. Он объясняет это тем, что девелоперы-предбанкроты могут «пойти на все». Правда, оговаривается собеседник, это будет временным явлением: «Речь может идти только о краткосрочных договорах максимум на год».

Сместили сроки

Зарецкий говорит, что сейчас девелоперы притормаживают и проекты, близкие к завершению,— до тех пор, пока не появятся арендаторы. «Как только кто-то из клиентов подписывает соглашение о намерениях, стройка возобновляется»,— рассказывает консультант.

Источник в ТЛК «Томилино» объяснил смещение сроков строительства четвертой фазы ориентировочно на 2010-2011гг. отсутствием потенциальных клиентов. Пресс-служба ГК «Эспро» прокомментировала, что они не торопятся начинать строительство второй очереди «Восточного», пока не сданы площади в уже готовом терминале. В 2009г. компания вводит еще один объект— четвертую очередь логопарка «Истра». «Мы постепенно адаптируемся к жизни в поставленных условиях»,— рассказывает Антонов.

 

Все новости



Задать вопрос



Код