Прожекты перестройки

05.07.2009

Санкт-Петербург

Финансовый кризис затормозил реализацию стратегических проектов в Санкт-Петербурге. Одни инвесторы пересматривают свои планы, другие уже вышли из игры, как рекордсмен по победам на городских конкурсах и торгах Олег Дерипаска или сама городская администрация, отменившая бюджетное финансирование «Охта-центра». Но ряд партнеров Смольного пока не отказывается от взятых на себя обязательств: например, банк «ВТБ» декларирует проведение двух международных архитектурных конкурсов по проекту застройки «Набережной Европы».

Конкурсная терапия

За недолгий период инвестиционного бума в Санкт-Петербурге международные архитектурные конкурсы стали почти рутинными мероприятиями, тем более что к реальному архитектурному событию ни один из них так и не привел. Однако на фоне кризиса состязание проектов воспринимается как декларация неизменности намерений инвестора. Банк «ВТБ» решил потратить около $1 млн. на гонорары участникам двух конкурсов подряд отчасти вынужденно – чтобы не ссориться с архитектурным сообществом Петербурга, отклонившим предложенный инвестором мастер-план застройки «Набережной Европы» на месте заповедной промзоны в центре города. К тому же буквально накануне кризиса ее владелец – ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» – оказался на грани банкротства, поставив под угрозу инвестиционное соглашение, согласно которому «ВТБ» в обмен на перевод химического производства за пределы города (а также ряд других обременений) получил этот престижный участок. Спасение оборонного ФГУП теперь зависит от федерального центра, так что архитектурные конкурсы с участием западных звезд могут оказаться для заказчика и дополнительной «политической страховкой» от потери проекта.

Итоги первого конкурса – на градостроительное и архитектурное решение нового квартала – уже подведены и оказались вполне предсказуемыми. Управляющее проектом ЗАО «ВТБ-Девелопмент» во главе с сыном петербургского губернатора Сергеем Матвиенко поручило проектировать «Набережную Европы» консорциуму ООО «Евгений Герасимов и партнеры» (Санкт-Петербург, Россия) и nps Tchoban voss Planungsgesellschaft mbH (Гамбург, Германия), который уже является партнером «ВТБ» в другом масштабном проекте – административно-делового центра «Невская ратуша» (где разместится филиал Смольного).

Благодаря стабильности вкусов заказчика Евгений Герасимов и Сергей Чобан опередили в конкурсе не только своих земляков – петербургскую «Студию 44» Никиты и Олега Явейнов, но и трех крупных западных архитекторов, разработавших немало проектов в исторических центрах европейских городов, – Марио Ботта, Дэвида Чипперфильда и Рафаэля Монео. Впрочем, благодаря немецкой прописке г-на Чобана победивший архитектурный тандем также имеет международный статус. К тому же инвесторы обещают пригласить для застройки спроектированного победителями квартала других европейских архитекторов.

Его доминантой должен стать Дворец танцев Бориса Эйфмана, окруженный полуоткрытой парадной площадью Звезд российского балета. На проект этого здания объявлен отдельный конкурс, итоги которого подведут летом. Для участия в нем приглашены архитекторы, отметившиеся на поприще театрального строительства не только проектами, но и реально построенными зданиями, – француз Жан Нувель, норвежское бюро «Снёхетта» и голландская UN Studio, а также петербуржцы Юрий Земцов и Михаил Кондиайн (участвовавшие в конкурсе на проект «Мариинки-2»). Глава «ВТБ» Андрей Костин в марте этого года заверил, что проект будет профинансирован в полном объеме (до $2 млрд. в докризисных ценах). Хотя, по мнению экспертов, в период кризиса до этапа строительства дело не дойдет. По словам вице-президента «ВТБ» Александра Ольховского, функциональное назначение как парадной жилой застройки на набережной, так и расположенной в ее глубине коммерческой недвижимости (пятизвездочный отель и торгово-офисные объекты) соответствует докризисным планам, застройщики рассчитывают на реанимацию рынка к моменту сдачи комплекса (2016 год).

Оптимистично комментируют ситуацию и исполнители другого проекта «ВТБ» – строительства делового центра «Невская ратуша». По словам директора проекта Константина Ковалева, в ближайшие два года планируется вложить в первую очередь $200 млн. плюс к уже потраченным $150 млн. К концу 2011 года застройщик намерен ввести для сдачи в аренду 45 тыс. кв. м офисных площадей. Правда, как прогнозирует г-н Ковалев, арендные ставки придется понизить на 30%. Однако и стоимость проекта, по его оценке, из-за кризиса уменьшится не менее чем на 20%. Впрочем, главным козырем этого проекта, очевидно, остается обязательство петербургской администрации выкупить треть площадей «Невской ратуши» под свои офисы. К тому же Валентина Матвиенко недавно впервые заявила о том, что чиновникам вообще следует освободить Смольный институт, создав там музей. Если эту идею г-жа Матвиенко успеет воплотить до конца собственного губернаторского срока, не исключено, что у «Невской ратуши» появятся еще более надежные перспективы.

Из рук в руки

Диаметрально противоположной может оказаться судьба другого масштабного офисного проекта – строительства бизнес-центра в квартале между улицами Шкапина и Розенштейна. Владелец участка Олег Дерипаска еще зимой договорился со Смольным о приостановке проекта. Тогда власти ссылались не на кризис, а на возникший имущественный спор – «Главстроя-СПб» с претендующим на часть купленных им площадей собственником. Но после того как и сам «Главстрой-СПб» перешел от г-на Дерипаски к новому владельцу Сулейману Керимову, стало ясно, что рекультивация депрессивной территории за Обводным каналом отложена надолго.

В аналогичной ситуации оказались два самых престижных конкурсных проекта в сфере коммерческой недвижимости – реконструкция «Апраксина двора» и острова «Новая Голландия». Их пробуксовка также началась не с кризиса: как и ожидалось, «Главстрой-СПб» увяз в проблемах с собственниками и арендаторами «Апраксина двора», а Шалва Чигиринский – в грунтах «Новой Голландии». Ситуацию усугубила кризисная смена девелоперов обоих проектов – эксперты прогнозируют, что это приведет не только к срыву сроков, но и к существенному видоизменению разрекламированных проектов британских архитекторов Криса Уилкинсона («Апраксин двор») и Нормана Фостера («Новая Голландия»). Тем временем бывший самый популярный в городе вещевой рынок превращен в мертвую зону, а уникальный архитектурный ансамбль искусственного острова заморожен.

Смольный спланировал с небоскреба

Самым неожиданным последствием кризиса оказалось решение Смольного выйти из проекта строительства общественно-делового района «Охта-центр». Администрация Валентины Матвиенко окончательно отказалась софинансировать проект стоимостью 60 млрд. рублей, который изначально должен был стать подарком Смольного «Газпрому» за перерегистрацию его «дочек» в Санкт-Петербурге. Глава монополии Алексей Миллер заявил, что это не остановит проект и «Газпром» самостоятельно построит небоскреб в запланированные сроки (2011 год). Однако вице-губернатор Александр Вахмистров признает, что уложиться в график уже невозможно. В марте Смольный все же утвердил проект планировки территории с высотной доминантой 100 м. Это позволяет застройщикам приступить к согласованию самого проекта или инициировать процедуру получения разрешения на превышение регламентированной высоты. Однако это наверняка обернется новыми протестами общественности, а в случае прохождения процедуры – затяжными судебными процессами.

Федеральный долгострой

Буксуют по разным причинам и санкт-петербургские престижные стройки, финансирующиеся из федерального бюджета. Так, в 2010 году планировалось завершить строительство второй сцены Мариинского театра в Коломне. Сегодня ясно, что заказчики «Мариинки-2» (Минкультуры и подведомственной ему Северо-Западной дирекции по строительству, реставрации и реконструкции) фактически упустили реальный шанс построить театр в самые благополучные для российской экономики годы, истратив при этом на стартовавший в 2003 году по инициативе маэстро Валерия Гергиева проект 7,65 млрд. рублей. Как подсчитали аудиторы Счетной палаты РФ, общая стоимость проекта может превысить 18 млрд. рублей (в шесть раз дороже, чем планировалось правительством РФ в 2002 году) – в этом случае новая петербургская Опера станет одним из самых дорогих в мире театральных зданий. При этом проблема заключается не только в кризисной нехватке средств, но и в полном отсутствии проекта фасадной части театра в связи с принятым минувшей осенью решением отказаться от победившего в международном архитектурном конкурсе и согласованного Главгосэкспертизой «золотого купола» Доминика Перро, который заказчики сочли неосуществимым и непригодным к эксплуатации. Валерий Гергиев уже одобрил альтернативный проект, разработанный канадским бюро Diamond & Schmitt Architects. Однако ни средств на его оплату, ни продления финансирования строительства (в данный момент достраиваются лишь подземные этажи здания глубиной 12,5 м) федеральной целевой программой, рассчитанной до 2009 года, не предусмотрено. В Минкультуры признаются, что для этого потребуется политическое решение руководства РФ, которое до сих пор не принято.

Дача сложных показаний

В такой же ситуации – строительство загородного кампуса Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) на территории бывшей Михайловской дачи рядом со Стрельной. Темпы реализации проекта, предусмотренные федеральными властями в рамках нацпроекта «Образование», изначально оказались завышенными. По словам проректора по экономическим вопросам СПбГУ Станислава Еремеева, в федеральном центре рассчитывали, что средства на проектирование и строительно-монтажные работы будут осваиваться одновременно, что позволило бы повторить рекордные сроки реконструкции соседнего Константиновского дворца. Однако по закону начинать строительство без согласованного Главгосэкспертизой проекта запрещено, поэтому университет во главе с ректором-юристом Николаем Кропачевым рисковать не стал, освоив в 2008 и начале 2009 года лишь половину из запланированных 2 млрд. рублей (средства ушли на проектирование и подготовительные работы).

Ожидается, что проект, выполненный петербургской «Студией 44» и получивший поддержку Градостроительного совета Санкт-Петербурга, до лета будет согласован Главгосэкспертизой. Однако теперь уже кризис внес коррективы в сроки его реализации. Рособразование уведомило университет о том, что финансирование проекта будет сокращено в связи с секвестированием бюджета. По словам г-на Еремеева, по условиям контракта генподрядчик строительства – ООО «Сетл Сити» (входит в Setl Group) – обязан вести запланированные по графику работы за счет собственных оборотных средств. Тем временем будет уточнена расходная часть федерального бюджета на 2009 год, в рамках которой университет надеется получить хотя бы 1,5–1,9 млрд. из ранее запланированных 3,9 млрд. рублей. «На эти средства мы сможем начать реконструкцию дворца. Строительство же новых корпусов будет отложено – график этой очереди проекта будет зависеть от графика финансирования», – констатирует проректор. В свою очередь, губернатор Валентина Матвиенко уже обратилась к главе попечительского совета бизнес-школы вице-премьеру Сергею Иванову с просьбой сохранить финансирование проекта для кузницы президентских кадров.

Абсолютный информационный вакуум окружает и разрекламированный в 2007 году к юбилею Владимира Путина соседний проект крупнейшего в Петербурге конгресс-центра «Константиновский». Комплекс площадью более 90 тыс. кв. м обещали построить по проекту победившего в международном архитектурном конкурсе испанского архитектора Рикардо Бофилла рядом с государственным комплексом «Дворец конгрессов» в Стрельне. Соинвесторами Управделами президента выступали «Лукойл», Новолипецкий металлургический комбинат, АБ «Газпромбанк», АБ «Россия» и «ВТБ». Однако анонсированная главой Управделами президента Владимиром Кожиным закладка первого камня в рамках Петербургского экономического форума 2008 года так и не состоялась, а сам проект, адаптированный петербургскими проектировщиками к российским нормам, еще не прошел экспертизу. Очевидно, что в условиях кризиса заявленные параметры этого и других многочисленных проектов конгресс-центров, о которых писал журнал СRE, должны быть пересмотрены с учетом их востребованности.

Дорожные работы

Реализацию крупных инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства городские власти тоже вынуждены отложить до лучших времен. Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) откладывается минимум на полтора года и, вероятно, будет продолжено уже без участия победившего в концессионном конкурсе консорциума «Невский меридиан», сформированного Олегом Дерипаской. Начало федеральной поддержки строительства Орловского тоннеля стоимостью 45 млрд. рублей инвестфонд перенес с 2009 на 2011 год. Перенесен на 21 мая срок подачи концессионных заявок по аэропорту «Пулково», активная реализация проекта начнется не раньше 2010 года. Несмотря на то что Смольный уже после начала кризиса успел оплатить из бюджета построенный на намывной территории «Морского фасада» пассажирский порт, о продолжении дорогостоящего масштабного намыва участники рынка отзываются скептически, полагая, что покупателей для этих территорий инвестору – УК «Морской фасад» – будет найти сложно. В самой компании утверждают, что хотя темпы и объемы работ будут перераспределены, сроки реализации проекта останутся неизменными, поскольку ранее работы велись с опережением графика. При этом на вопрос, состоялась ли в итоге сделка с компанией «ПИК» – первым и единственным потенциальным покупателем намывной территории, в «Морфасаде» ответить отказались.

Анна Пушкарская

Все новости



Задать вопрос



Код